"Нам даны ноги для того, чтобы мы ликовали вместе с ангелами..."

Все балетные pas являются частями одного общего торжества и ликования человеческого духа.

Вот что значит хореография".

А.Л. Волынский (1861 - 1926)

пятница, 3 августа 2012 г.

Биография Бориса Эйфмана

Картинка 4 из 253
Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, неоднократный обладатель Национальной театральной премии "Золотая маска", Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит", художественный руководитель — директор Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, профессор
Родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Отец — Эйфман Янкель Борисович (1906 г. рожд.). Мать — Курис Клара Марковна (1918 г. рожд.). Супруга — Морозова Валентина Николаевна (1953 г. рожд.). Сын — Эйфман Александр Борисович (1995 г. рожд.).
Один из ведущих хореографов мира Борис Эйфман свои первые шаги как постановщик танцев сделал уже в 16 лет. С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Его первые постановки — балеты "Жизни навстречу" (1970, музыка Кабалевского), "Икар" (1970, музыка А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, музыка М. Глинки), "Фантазия" (1972, музыка А. Аренского) — вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. Дипломная работа молодого хореографа — балет "Гаянэ" на музыку А. Хачатуряна (1972) — был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути.
С 1971 по 1977 год Б. Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). После "Гаянэ" им созданы балеты: "Русская симфония" (1973, музыка В. Калинникова), "Встречи" (1975, музыка Р. Щедрина), "Жар-птица" (1975, музыка И. Стравинского), "Прерванная песня" (1976, музыка И. Калныньша), ". Души прекрасные порывы" (1977, музыка Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Спектакль "Жар-птица" принес Б. Я. Эйфману мировую известность: вскоре после премьеры в Ленинграде он показан в Москве и на гастролях в Японии. Помимо театральных постановок в эти годы Б. Я. Эйфман стал автором фильмов-балетов "Вариации на тему рококо", "Икар", "Блестящий дивертисмент".
В 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ленконцерте, который получил название "Новый балет", а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "Только любовь" (музыка Р. Щедрина), "Искушение" (музыка Р. Уэйкмана), "Под покровом ночи" (музыка Б. Бартока), "Прерванная песня" (музыка И. Калныньша), "Двухголосие" (музыка Д. Баррета — из репертуара "Пинк Флойд"). Камерный балет "Двухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потрясение. В последующие годы Б. Я. Эйфман поставил спектакли "Жар-птица" (1978, музыка И. Стравинского) и "Вечное движение" (1979, музыка А. Хачатуряна).
Театр Б. Я. Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа — для тех лет явление уникальное. Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг" на музыку Д. Маклафлина, о котором "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман — человек, который осмелился".
Становление Театра балета под руководством Б. Я. Эйфмана связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя. Репертуар театра поражал своим многообразием: трагедия и буффонада, библейская притча и психологическая драма, рок-балет и детская сказка. Велико жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты и хореографические миниатюры. Всего за годы своей плодотворной творческой деятельности он создал более 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения.
В своих спектаклях Б. Я. Эйфман обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится проникнуть в тайны человеческой психики. Философская направленность — характерная черта его творчества. Каков бы ни был сюжет спектакля, хореограф всегда вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремится понять и отразить противоречия жизни, духовного мира человека. В его спектаклях напряженность драматических коллизий, кажется, достигает предела. Однако, показывая жестокое устройство мира, автор этим не ограничивается, проникая вглубь человеческой души. Стремление Б. Я. Эйфмана к драматизации и высшему напряжению проявляется в создании массовых сцен, которым придается особое значение: почти всегда это кульминации спектаклей, где кордебалет принимает активнейшее участие и несет важную смысловую нагрузку.
В России это единственный театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми построениями. Создавая свой стиль, Б. Я. Эйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал для него своеобразной лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками чисто балетного спектакля, ибо для него главное — театральность. Его постановки — синтетическое зрелище, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действия.
На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс. Еще в конце 1980-х годов театральная критика отмечала, что хореография Бориса Эйфмана — явление "наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи — уже хореография XXI века".
Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Ф. М. Достоевского. Спектакль "Идиот", поставленный им на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, стал замечательным событием в культурной жизни страны.
Не менее ярким явлением стал спектакль Б. Я. Эйфмана "Чайковский" на музыку П. И. Чайковского, премьера которого состоялась 12 сентября 1993 года в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Это — поэтичная, тончайшая и одновременно до отчаянности смелая попытка проникнуть в сложнейший духовный мир гения. Касаясь самых потаенных струн души, делая это благородно и одновременно экспрессивно, балетмейстер вовлекает в водоворот своих фантазий потрясенного зрителя, ставшего свидетелем того, чего не выразить словами: зримого сценического воплощения жизни души. События жизни великого композитора угадываются, но не они главное. В центре — мятущаяся душа художника, страдающего от непонимания. Мотивы произведений П. И. Чайковского вплетены в ткань спектакля, тесно связаны с внутренней жизнью героя. В приемах театрального воплощения симфонической музыки хореограф предлагает смелые, убедительные решения, находя в музыкальном материале контуры творческой судьбы композитора.
В спектакле "Дон Кихот, или Фантазии безумца" (1994) смелая фантазия балетмейстера "накладывает" новый сюжет на хорошо знакомую всем любителям балета музыку Л. Минкуса. Хореограф-мыслитель, хореограф-философ возвращает зрителя к образу великого "безумца" и рыцаря — образу, который со временем изрядно потускнел. Этот балет-притча явился во многом автобиографическим. Он повествует о времени, когда тоталитарное общество вводило жесткие ограничения на творчество художника, и о том, что творческий порыв, жажду самовыражения даже в самых жестоких условиях нельзя уничтожить. Спектакль, безукоризненный по своему вкусу, звучит истинным гимном творчеству. Новаторство пластического решения, яркость и динамика сценического действия дают сильнейший импульс, пробуждают веру в несокрушимую силу Искусства, Добра и Любви.
В 1995 году Б. Я. Эйфман снова возвращается к творчеству Ф. М. Достоевского балетом "Карамазовы" на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского. Однако если ранее он следовал сюжету, передавая сложный внутренний мир чувств героев (в спектакле "Идиот"), то здесь он воплощает движение идей романа "Братья Карамазовы" и его роковых пророчеств. Перед зрителем предстает титаническая борьба идей и страстей. В убедительных и ярких пластических образах выражены сложнейшие философские проблемы, которые никогда ранее не поднимались на балетной сцене. Сама жизнь Алексея предстает в спектакле как воплощение истории России: от верующей — к сокрушающей все вокруг — и снова возвращающейся к Богу. Музыка гениальных композиторов сплавляется воедино с пластикой, сценографией и виртуозным исполнительским мастерством всей труппы, благодаря чему кульминационные точки спектакля достигают огромной эмоциональной силы.
28 января 1997 года в Российском государственном академическом театре драмы имени А. С. Пушкина состоялась премьера балета Б. Я. Эйфмана "Красная Жизель" на музыку П. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке. Балет посвящен великой русской балерине О. Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и яркую, как ослепительная вспышка, жизнь. Передавая судьбу великой балерины, автор приоткрывает историю танцевального искусства XX века: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма. Гениальная, хрупкая, трепетная душа, как душа самого балетного искусства, воплощенная в человеческом облике, противостоит не просто окружающему миру, но миру в момент катастрофы, раскола и смуты. Этот спектакль — настоящая дань памяти, восхищения и любви: еще одна судьба из череды судеб многих великих российских художников, казалось бы навсегда ушедших, вновь возвращается на русскую сцену. В балете "Красная Жизель" автор лаконичен, даже строг в пластическом изображении всего, что касается окружения великой балерины, и в то же время необыкновенно фантастичен и изобретателен при передаче непростых жизненных коллизий ее трагической судьбы и сценической жизни. Как ожившая греза, героиня спектакля несет современным зрителям свет возвышенной любви и красоты. Этим во многом объясняется громкий успех спектакля в России и за рубежом.
С не меньшим успехом встречен зрителями спектакль Б. Я. Эйфмана "Мой Иерусалим" (1998). Его первая часть, поставленная на музыку "Реквиема" Моцарта, — истинный гимн бессмертию человеческого духа, неистребимости его творческого порыва. Вторая часть спектакля посвящена вечным, глубоким темам Веры, Надежды, Любви в яркой современной форме. Герои стремятся понять себя, найти свой путь среди трех религий мира: христианской, иудейской и мусульманской и обретают гармонию, осознав, что все они — дети единого Бога. В балете использована современная техно-музыка, а также религиозная и этническая музыка различных народов. Балетмейстер обращается к молодому зрителю, говорит на понятном ему "языке", стремясь приобщить его к глубоким гуманистическим идеям.
За первое пятилетие XXI века Борисом Эйфманом созданы выдающиеся хореографические произведения. В балете "Дон Жуан и Мольер" (2001) балетмейстер, используя классический прием "театра в театре", обращается к духовной жизни человека, задает глубинные философские вопросы о драматическом столкновении творца и его творений. Балет "Кто есть кто" (2003) отражает участь поколений петербуржцев, разбросанных по всему свету: жаждущие творческой реализации, они сталкиваются с жестокими реалиями существования в незнакомом мире. В 2004 году состоялась премьера балета Бориса Эйфмана "Мусагет". Это — спектакль-признание великому хореографу Баланчину, который гениально развил и усовершенствовал традиции русского балетного театра и сделал действительно возможной эволюцию танца от XIX века к веку XXI.
Балет Бориса Эйфмана "Анна Каренина" (2005), в основе которого лежит классическое произведение русской литературы, является его новым, авторским прочтением. Тонкий хореографический рисунок передает внутренние невидимые состояния души, а в мощном танце кордебалета прочитывается колоссальный, "космический" объем идейного, философского содержания романа Л. Н. Толстого. Эта блистательная постановка Б. Эйфмана уже завоевала широкое признание не только у зрителей России и других стран мира, но и в профессиональной среде. За постановку балета "Анна Каренина" Борису Эйфману присуждена престижная награда международного балетного конкурса "Benois de la Dance" в номинации "лучший хореограф 2005 года".
Помимо уже упомянутых спектаклей за годы художественного руководства театром Б. Я. Эйфман поставил балеты: "Поединок" (1980, музыка А. Хачатуряна); "Покорение стихии" (1981, музыка Д. Шостаковича); балеты "Автографы" (1981); "Игры" (музыка А. Вивальди), "Про и контра" или "Контрапункт" (музыка А. Шнитке), "Реквием балерине" (музыка Л. Бетховена); "Познание" (1981, музыка Т. Альбинони); "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1982, музыка Дж. Россини в обработке Т. Когана); "Легенда" (1982, музыка Т. Когана); "Композиция" (1982, музыка А. Веберна); "Художник" (1983, музыка Ф. Шуберта); камерные балеты "Метаморфозы" (1983): "Ария" (музыка Э. Вила-Лобоса), "Прогулка" или "Рандеву" (музыка О. Николаи), "Предисловие к Гамлету" (музыка И. Брамса); "Каприс" (1983, музыка Г. Берлиоза); "Двенадцатая ночь, или Что угодно" (1984, музыка Г. Доницетти); "Поединок" (1986, музыка В. Гаврилина); "Интриги любви" (1986, музыка Дж. Россини в обработке Т. Когана); "Мастер и Маргарита" (1987, музыка А. Петрова); "Пиноккио" (1989, музыка А. Оффенбаха); "Человеческие страсти" (1990, музыка Х. Сарманто); "Убийцы" (1991, музыка И. С. Баха — Г. Малера, А. Шнитке); "Реквием" (1991, музыка В. А. Моцарта); "Иллюзии" (1992, музыка К. Пети); "Русский Гамлет" (1999, музыка Л. Бетховена, Г. Малера). По многим спектаклям Б. Я. Эйфмана сняты телевизионные фильмы-балеты.
Б. Я. Эйфман — народный артист России (1995), лауреат Государственной премии РФ (1999). Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" (1995, 1996, 1997, 2001, 2005); Национальной театральной премии "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996). В 1998 году удостоен ордена Мира и Согласия в номинации "новое слово в хореографии". Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003), орденом кавалера Искусств и Литературы (Франция, 1999), Командорским крестом ордена Заслуги Республики Польша (2003).
Б. Я. Эйфман принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, профессор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий