Думаю, многие уже догадались, что тема балетного костюма волнует меня пуще других замечательных историко-балетных тем-) Перелазив и перерыскав весь необъятный интернет я наткнула на замечательных блог Ballerina's Dressing Room. Автором блога является  знаменательная девушки с Украины Ольга Воронцова. Девушка крайне увлекательно и доступно пишет о балете. Очень советую почитать её блог http://dressingroom.ru/. Ниже хочу привести её пост на тему балетного костюма-) надеюсь вам будет интересно-)!
-"Где-то лет с пяти я твердо решила 
стать балериной: ну какую маленькую девочку не привлекают красивые 
пышные юбочки, короны, как у принцессы и атласные туфельки, позволяющие 
порхать по сцене, словно бабочка? Однако когда я впервые переступила 
порог балетного класса, оказалось, что туфельки стирают ноги до крови, 
коронки с юбочками выдают не всем и далеко не сразу, а работать у станка
 придется постоянно. Тогда я и поняла, что не все так красиво и 
завораживающе, как кажется на первый взгляд. Правда, чего-чего, а 
балетного костюма это точно не касается. Ничего красивее балетной пачки я
 в своей жизни не носила!
История балетного костюма вполне 
логична. Когда на сцене главенствовали медленные менуэты, костюмы были 
длинными, тяжелыми, расшитыми драгоценными камнями, со множеством юбок и
 подъюбников. По мере того, как танец усложнялся, соответственно, 
эволюционировал и костюм. Вначале убрали корсеты, юбки становились все 
короче и легче, а декольте все откровеннее.
Впервые в том, что сейчас называется 
«пачкой», на сцену выпорхнула балерина Мария Тальони, первая Сильфида и 
прародительница «романтичного балета» (*Тальони известна еще и тем, что 
она первая из балерин в мире стала на пуанты, но об этом в следующий 
раз).
Невиданная доселе газовая юбка, 
сплетенная, казалось, из воздуха, узаконила балетный костюм. Первое 
время танцовщины (особенно с некрасивыми кривыми ногами) даже бурно 
протестовали против новаций, но потом успокоились – очень уж красиво 
смотрелось это воздушное облако.
В общем, как вы поняли, чем техничнее 
становился танец – там проще и короче становился костюм. К привычному 
нам сейчас виду пачки пришли где-то к середине ХХ века.
Теперь разберемся с названиями. Пачки бывают разными и меняют свой вид, в зависимости от балета.
Tutu – смешное 
французское слово, которое как раз и переводится как пачка. Именно это 
слово используется в английском языке для обозначения балетной юбки.
Классическая пачка – 
блинопобная круглая юбка. В таких танцуют балерины, как вы наверное 
догадались, в самых что ни на есть классических балетах: Лебединое 
озеро, Пахита, Корсар, 2 и 3 акт Баядерки, Щелкунчик и т.д.
Стандартный радиус пачки – 48 см. Но 
чаще всего  размер окружности варьируется – в зависимости от роста 
балерины, партии и общей стилистики спектакля. Солистки, в зависимости 
от своих физических данных, могут самостоятельно выбрать форму пачки – 
украшающую именно их ноги: они бывают ровные, параллельные полу, чуть 
опущенные, с пышным низом или, наоборот, совершенно плоские.
Но тут такое дело: классическая пачка – 
это настоящее прокрустово ложе. В ней видны малейшие недостатки фигуры, 
недотянутые колени и отсутствие репетиций.
Есть даже такое понятие как «непачковая балерина».
 Обычно, это балерина с не очень длинными конечностями, ногами 
неправильной формы или формой, выходящей за рамки дозволенного – одним 
словом, с пышными формами. «Непачковой балериной» могут также называть 
балерину, амплуа которой – бравурные демихарактерные или, наоборот, 
романтические партии. То есть, Китри, Жизель, Сильфида, но никак не 
Одетта-Одилия или Никия. Самые яркие примеры «непачковых балерин» – 
Наталья Осипова и Диана Вишнева.
Диана Вишнева
Наталья Осипова
Они сумели перешагнуть через 
предписанное им амплуа и даже в не очень украшающих их пачках смотрятся 
великолепно – вот что харизма делает с артистками! Кстати, 
противоречивая Осипова, самая лучшая Китри на свете, совсем недавно 
вышла в «Лебедином озере» – казалось бы, противопоказанной ей партии 
Одетты-Одиллии. И ничего, многие плакали)
Романтическая пачка или «шопенка» -
 длинная юбка из фатина. Именно она отвечает за создание «нездешних» 
фантастических образов – призрака погибшей Жизели, прекрасного духа 
Сильфиды. А апофеоз романтического балета «Шопениану» так и вовсе 
невозможно представить без этих чудесных воздушных юбок – они создают 
иллюзию полета, воздуха, свободы, абсолютной нереальности происходящего.
Длинная пышная юбка, понятное дело, 
скрывает ноги балерины. С одной стороны, это отвлекает от возможных 
недостатков, а с другой – привлекает все внимание на стопы. А ведь 
романтические балеты насыщенны мелкой техникой и некрасивые нерабочие 
стопы без высокого подъема несколько сбивают с романтического настроя.
Есть еще такое понятие как тюник или тюника – это та же самая пачка, балетная юбка.
Хитон – это однослойная юбка чаще всего из шифона. В хитоне, например, исполняется партия Джульетты.
Пачки, шопенки, тюники и т.д. бывают как сценические, так и репетиционные.
Если костюм, например, Одетты, в котором
 балерина выходит на сцену, представляет собой единое целое – то есть 
сшитые верхняя (лиф) и нижняя часть (собственно, пачка), то 
репетиционный костюм – это только юбка с «трусиками», которая надевается
 на репетиционный купальник (шопенки – без трусиков, просто юбка на 
кокетке).
Репетиционные пачки состоят из меньшего количества слоев.
Вы спросите, а зачем пачка на репетиции? Ведь вполне можно обойтись стандартной репетиционной одеждой
 – трико и купальником. Но репетировать обязательно нужно в том, в чем 
потом балерина выйдет на сцену – так можно следить за тем, чтобы юбка не
 задиралась, чтобы партнер ее не цеплял, чтобы контролировать общий 
рисунок танца.
Собственно, на этом все. В следующем 
посте я расскажу о том, почему выражение «плохому танцору и обувь 
мешает» не совсем верно. Stay tuned!"



























 
Комментариев нет:
Отправить комментарий