Думаю, многие уже догадались, что тема балетного костюма волнует меня пуще других замечательных историко-балетных тем-) Перелазив и перерыскав весь необъятный интернет я наткнула на замечательных блог Ballerina's Dressing Room. Автором блога является знаменательная девушки с Украины Ольга Воронцова. Девушка крайне увлекательно и доступно пишет о балете. Очень советую почитать её блог http://dressingroom.ru/. Ниже хочу привести её пост на тему балетного костюма-) надеюсь вам будет интересно-)!
-"Где-то лет с пяти я твердо решила
стать балериной: ну какую маленькую девочку не привлекают красивые
пышные юбочки, короны, как у принцессы и атласные туфельки, позволяющие
порхать по сцене, словно бабочка? Однако когда я впервые переступила
порог балетного класса, оказалось, что туфельки стирают ноги до крови,
коронки с юбочками выдают не всем и далеко не сразу, а работать у станка
придется постоянно. Тогда я и поняла, что не все так красиво и
завораживающе, как кажется на первый взгляд. Правда, чего-чего, а
балетного костюма это точно не касается. Ничего красивее балетной пачки я
в своей жизни не носила!
История балетного костюма вполне
логична. Когда на сцене главенствовали медленные менуэты, костюмы были
длинными, тяжелыми, расшитыми драгоценными камнями, со множеством юбок и
подъюбников. По мере того, как танец усложнялся, соответственно,
эволюционировал и костюм. Вначале убрали корсеты, юбки становились все
короче и легче, а декольте все откровеннее.
Впервые в том, что сейчас называется
«пачкой», на сцену выпорхнула балерина Мария Тальони, первая Сильфида и
прародительница «романтичного балета» (*Тальони известна еще и тем, что
она первая из балерин в мире стала на пуанты, но об этом в следующий
раз).
Невиданная доселе газовая юбка,
сплетенная, казалось, из воздуха, узаконила балетный костюм. Первое
время танцовщины (особенно с некрасивыми кривыми ногами) даже бурно
протестовали против новаций, но потом успокоились – очень уж красиво
смотрелось это воздушное облако.
В общем, как вы поняли, чем техничнее
становился танец – там проще и короче становился костюм. К привычному
нам сейчас виду пачки пришли где-то к середине ХХ века.
Теперь разберемся с названиями. Пачки бывают разными и меняют свой вид, в зависимости от балета.
Tutu – смешное
французское слово, которое как раз и переводится как пачка. Именно это
слово используется в английском языке для обозначения балетной юбки.
Классическая пачка –
блинопобная круглая юбка. В таких танцуют балерины, как вы наверное
догадались, в самых что ни на есть классических балетах: Лебединое
озеро, Пахита, Корсар, 2 и 3 акт Баядерки, Щелкунчик и т.д.
Стандартный радиус пачки – 48 см. Но
чаще всего размер окружности варьируется – в зависимости от роста
балерины, партии и общей стилистики спектакля. Солистки, в зависимости
от своих физических данных, могут самостоятельно выбрать форму пачки –
украшающую именно их ноги: они бывают ровные, параллельные полу, чуть
опущенные, с пышным низом или, наоборот, совершенно плоские.
Но тут такое дело: классическая пачка –
это настоящее прокрустово ложе. В ней видны малейшие недостатки фигуры,
недотянутые колени и отсутствие репетиций.
Есть даже такое понятие как «непачковая балерина».
Обычно, это балерина с не очень длинными конечностями, ногами
неправильной формы или формой, выходящей за рамки дозволенного – одним
словом, с пышными формами. «Непачковой балериной» могут также называть
балерину, амплуа которой – бравурные демихарактерные или, наоборот,
романтические партии. То есть, Китри, Жизель, Сильфида, но никак не
Одетта-Одилия или Никия. Самые яркие примеры «непачковых балерин» –
Наталья Осипова и Диана Вишнева.
Диана Вишнева
Наталья Осипова
Они сумели перешагнуть через
предписанное им амплуа и даже в не очень украшающих их пачках смотрятся
великолепно – вот что харизма делает с артистками! Кстати,
противоречивая Осипова, самая лучшая Китри на свете, совсем недавно
вышла в «Лебедином озере» – казалось бы, противопоказанной ей партии
Одетты-Одиллии. И ничего, многие плакали)
Романтическая пачка или «шопенка» -
длинная юбка из фатина. Именно она отвечает за создание «нездешних»
фантастических образов – призрака погибшей Жизели, прекрасного духа
Сильфиды. А апофеоз романтического балета «Шопениану» так и вовсе
невозможно представить без этих чудесных воздушных юбок – они создают
иллюзию полета, воздуха, свободы, абсолютной нереальности происходящего.
Длинная пышная юбка, понятное дело,
скрывает ноги балерины. С одной стороны, это отвлекает от возможных
недостатков, а с другой – привлекает все внимание на стопы. А ведь
романтические балеты насыщенны мелкой техникой и некрасивые нерабочие
стопы без высокого подъема несколько сбивают с романтического настроя.
Есть еще такое понятие как тюник или тюника – это та же самая пачка, балетная юбка.
Хитон – это однослойная юбка чаще всего из шифона. В хитоне, например, исполняется партия Джульетты.
Пачки, шопенки, тюники и т.д. бывают как сценические, так и репетиционные.
Если костюм, например, Одетты, в котором
балерина выходит на сцену, представляет собой единое целое – то есть
сшитые верхняя (лиф) и нижняя часть (собственно, пачка), то
репетиционный костюм – это только юбка с «трусиками», которая надевается
на репетиционный купальник (шопенки – без трусиков, просто юбка на
кокетке).
Репетиционные пачки состоят из меньшего количества слоев.
Вы спросите, а зачем пачка на репетиции? Ведь вполне можно обойтись стандартной репетиционной одеждой
– трико и купальником. Но репетировать обязательно нужно в том, в чем
потом балерина выйдет на сцену – так можно следить за тем, чтобы юбка не
задиралась, чтобы партнер ее не цеплял, чтобы контролировать общий
рисунок танца.
Собственно, на этом все. В следующем
посте я расскажу о том, почему выражение «плохому танцору и обувь
мешает» не совсем верно. Stay tuned!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий