"Нам даны ноги для того, чтобы мы ликовали вместе с ангелами..."

Все балетные pas являются частями одного общего торжества и ликования человеческого духа.

Вот что значит хореография".

А.Л. Волынский (1861 - 1926)

понедельник, 19 ноября 2012 г.

Балет «Иван Грозный»: премьера в Большом 8-14 ноября 2012


 «После первого просмотра я долго бродила по улицам. Невозможно было после спектакля такой необычайной мощи сразу пойти домой и заняться обыденными делами. Раньше мне не приходилось задумываться, какой была та эпоха». Так написала великая Галина Уланова после премьеры балета «Иван Грозный» в феврале 1975 г.

Историк балета Александр Колесников:

«Иван Грозный» – совершенно неожиданный для балетного мира того времени замысел. Был хорошо известен одноименный фильм Сергея Эйзенштейна, который снимался во время войны, и музыка к нему Сергея Прокофьева. Уже тогда, после появления фильма, Абрам Стасевич, который дирижировал оркестром на записи, сказал Прокофьеву: «Эта музыка должна иметь самостоятельное значение. Надо сделать ее для симфонического оркестра». На что Прокофьев ему ответил: «Делай, что хочешь». И Стасевич соединил отдельные куски. Это был первый шажок.

В 1973-74 годах директор Большого театра композитор Михаил Чулаки решил вместе с Григоровичем создать балет. Вот тогда был сделан следующий шаг: музыка, оставшаяся после Прокофьева и Абрама Стасевича, была конвертирована в балетную партитуру. Но ее оказалось мало, и поэтому было принято решение, что основу дополнят сочинениями Прокофьева этого периода и этой тематики.


Декорации и костюмы к той постановке «Ивана Грозного» были придуманы и сделаны знаменитым театральным художником Симоном Вирсаладзе.



Вирсаладзе создал на сцене гигантский иконный триптих в качестве основной декорации. Он либо мгновенно открывал, либо «прятал» те или иные мизансцены. Вирсаладзе придумал костюмы танцующих бояр — когда солисты двигались, зрителю казалось, что оживают фрески. Крой и цвет нарядов художник создавал вместе с Григоровичем. Он использовал в костюмах и декорациях одни и те же цвета и материалы, добиваясь единства действия. Про это говорили, что «Вирсаладзе одевает не персонажей спектакля, а сам танец». А в художественных мастерских Большого до сих пор в ходу термин «цвет Вирсаладзе» — так говорят о сложных, приглушенных оттенках, которые любил мастер.

Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе. Сулико — так его звали в Большом.




Декорации к спектаклю 1975 г. уже утрачены и к новой редакции их делали заново по оставшимся эскизам, а вот костюмы, над каждым из которых работал сам Вирсаладзе, сохранились и я их в мастерских театра видел своими глазами.





Все костюмы к «Ивану Грозному» были рукодельными, многие создавались «по живому» — Вирсаладзе добавлял детали, отрезал лишнее, складки распускались или собирались, актеры повторяли движения, чтобы показать, как заживет костюм на сцене.





«Костюмы бояр были сшиты из мешковины, — вспоминал заслуженный артист Юрий Ветров, — и он кистью на наших глазах наносил на них золотую краску. Они превращались в дорогую парчу».









Вот эти костюмы в сцене с князем Курбским. Большой не успел реставрировать их к премьере и взял напрокат в парижской Опере. Вчера балет Большого театра танцевал «Ивана Грозного» во французских костюмах.





Настоящие костюмы Вирсаладзе реставрируют здесь — в мастерских Большого театра. Судя по стенам, последний раз здесь делали ремонт в то же время, когда создавался балет «Иван Грозный».





Всего несколько мастеров обслуживают весь «костюмный» парк Большого. А в одном только «Иване Грозном» более двухсот костюмов, не считая деталей.










Историк балета Александр Колесников:

«Премьера «Ивана Грозного» состоялась 20 февраля 1975 года. Наталья Бессмертнова – Анастасия, в заглавной партии был Юрий Владимиров, а Курбского танцевал Борис Акимов. Сказать, что спектакль просто прозвучал, – ничего не сказать. О нем говорили, и это была не просто очередная мастерская постановка Большого, а своего рода переворот внутри балетного мира, балетной тематики. Через 2-3 месяца театр отправился на гастроли в США. Очень редкий случай, когда новый спектакль поехал на гастроли. Там «Иван Грозный» произвел необыкновенный эффект»

1975 г. Наталья Бессмертнова готовится к выходу на сцену.




Слева — Юрий Владимиров, первый исполнитель партии царя Ивана в балете. Рядом — Юрий Григорович, Н.Симачев и В.Кудрявцев.





Один из старейших работников театра, заведующая художественно-производственной мастерской по производству костюмов Галина Ивановна Нуритжанова показывает оставшиеся костюмы солистов к первой постановке «Ивана Грозного»











1975 г. Владимир Васильев в роли царя Ивана.





1975 г. Владимир Васильев в финальной сцене балета.




Историк балета Александр Колесников:

«На том, первом спектакле в США, присутствовал Поль Либерман, директор Парижской оперы. Он в антракте прибежал за кулисы представляться и договариваться о том, чтобы «Иван» был поставлен в Париже. Уже в декабре 1976 года «Иван Грозный» пошел в Пале Гарнье, Парижской опере. Премьеру приезжали танцевать артисты Большого Бессмертнова и Владимиров. Но важно, что это было поставлено для французской труппы и спектакль остался у них в репертуаре».

Парижская опера помогла Большому, который, как я писал, не успевал подготовить старые костюмы к премьере. Французы, у которых «Иван Грозный» идет до сих пор, прислали свою сценическую одежду. Задачей костюмеров было сделать примерку для всех артистов, посмотреть подходят ли костюмы.





Костюм вестника победы примеряет солистка Большого Юлия Гребенщикова.










Ольга Марченкова меряет наряд боярыни.














Вчера в Большом театре состоялась премьера новой редакции балета «Иван Грозный». Вот несколько фотографий генеральной репетиции, которая состоялась 4 ноября. Фантастически яркое зрелище! «Иван Грозный» вновь в Большом — это, конечно, стоит увидеть.

Царь Иван Грозный — Павел Дмитриченко

Царевна Анастасия — Анна Никулина

Князь Курбский — Артем Овчаренко

































Комментариев нет:

Отправить комментарий