Коко Шанель
– без этого имени невозможно представить историю моды и парфюмерии XX
века. Имя великой законодательницы мод уже давно стало символом, оно
живет в ее творениях…
Габриэль Шанель
родилась в 1883 г. в Сомюре-на-Луаре в больнице для бедных у пары, не
состоявшей тогда в браке. Ее отец, Альберт Шанель, был ярмарочным
торговцем и вел кочевую жизнь, переезжая с ярмарки на ярмарку. Мать,
Жанна Деволь, была родом из крестьянской семьи из Оверни — крестьянские
корни влияли на взгляды Шанель даже тогда, когда она стала «королевой
Парижа». Крестьянская бережливость трансформировалась в скупость
выразительных средств и в идею «экономного» стиля, который никогда не
выходит из моды. Кроме того, в крестьянском костюме Франции преобладали
белый и черный, так как яркие цвета были запрещены еще Карлом Великим,
и это сформировало особую эстетику костюма, в котором отсутствие
декора компенсировалось выразительностью силуэта. Черный цвет был
связан и с личной биографией Шанель, которая в 11 лет осталась без
матери и вместе с сестрой была отдана в монастырский сиротский приют.
Черный — цвет траура, одеяний монахинь и воспитанниц приюта
ассоциировался у Шанель с собственной судьбой (до 16 лет она носила
черный костюм).
После
приюта и интерната для девочек из знатных семей в Мулене, куда ее
устроила благотворительная организация, Шанель работала продавщицей в
модном магазине и заводила романы с гарнизонными офицерами. Именно
тогда, исполнив в кафе «Ро- тонда» несколько песенок, она получила свое
прозвище Коко (Цыпленок), которое заменило ее настоящее имя. Хотя она
не походила на томную красавицу в стиле «бель эпок», шарм и обаяние,
присущие ей, привлекали множество поклонников, и в 1907 г. богатый
наследник Этьен Бальзан, увольнявшийся из армии, предложил ей покинуть
Мулен и жить с ним в имении под Парижем. Став содержанкой, Шанель тем не
менее не походила на дам полусвета «прекрасной эпохи». Шанель носила
одежду из гардероба своего любовника — брюки для верховой езды и
рубашки, спортивные джемперы и галстуки, доказывая, что женщина в
мужской одежде выглядит более соблазнительно, чем в корсете и пышных
платьях в стиле модерн. Она покупала готовые шляпки в «Галери Лафайетт» и
переделывала, убирая лишний декор и обрезая слишком широкие поля.
Успех, которым пользовались ее костюмы, натолкнул Шанель на мысль
открыть собственное дело. В 1909 г. с помощью Э. Бальзана и своего
нового любовника А. Кейпела она открыла в Париже шляпный салон. Так
Шанель обрела финансовую независимость, которой очень дорожила, никогда
не упоминая о своем прошлом, символом которого остался цветок камелии
(так в XIX в. называли дам по- | лусвета). К. Шанель стала
самостоятельной женщиной, которая нуждалась в удобной и функциональной
одежде, чтобы завоевывать мир мужчин. | «Коко Шанель прекрасно овладела
основами мужской элегантности, используя ее не только для себя, но и
для всех женщин, которые хотели жить так же, как она. Благодаря
сильному природному инстинкту она поняла один из важнейших
психологических принципов жизни: мобильность — это власть. Она хотела
быть не жертвой в шелковых воланах, а творцом... То, что отличает
Шанель от великих гомосексуальных модельеров и придает ее стилю
современную остроту, это ее первостепенная задача: не стремление к
женственности, а устойчивый социальный рост».
Шляпы
К. Шанель пользовались успехом — клиенток привлекали не только модели,
но и ее образ, в котором угадывалась новая женщина XX в. В 1913 г. в
курортном городе Довилль Шанель открыла магазин, где продавала
практичные модели одежды для отдыха, в том числе купальные костюмы из
джерси. Во время Первой мировой войны ее предприятие расширяется, а
слава растет, она обзаводится престижными заказчицами.
В
1915 г. К. Шанель перевела свое предприятие в Бьярицц — к концу года в
ее доме моды уже работало 300 человек. Стиль Шанель стал популярен —
удобные жакеты и укороченные, юбки с накладными карманами, туники из
трикотажного полотна и льняные летние платья казались наиболее
подходящими для новой роли женщины. В 1916 г. нью-йоркский журнал
«Harper’s Bazaar» опубликовал первые рисунки моделей Шанель для
американской публики, которая оставалась верна Шанель на протяжении всей
ее долгой жизни в моде.
В 1919 г. Шанель
открыла в Париже дом высокой моды на улице Камбон. Ее стиль оказался
актуальным и в послевоенные времена. В моделях Шанель отражались
интеллект и независимость женщин новой эпохи, простые платья и костюмы
были предназначены для активной жизни. Шанель говорила, что истинная
элегантность всегда предполагает беспрепятственную возможность
движения. Удобство и комфорт — вот главное, что отличало модели К.
Шанель от моделей других кутюрье. И хотя она, конечно, не была
единственной, кто создавал моду двадцатых, именно Шанель предложила
женщинам вещи, которые стали классическими в XX в: жакет-кардиган ,
пальто с меховой отделкой , плиссированную юбку и непромокаемый плащ ,
белую блузу-рубашку и брюки. К. Шанель оказалась прирожденной
коммерсанткой, властной рукой ведя свое дело и став в 1920-е гг. одним
из ведущих создателей высокой моды.
В
начале 1920-х гг. в жизни Шанель начинается «русский период».
Испанский художник Хосе Мария Серт и его жена Мися познакомили Шанель с
художниками и артистами Русских сезонов. Ее друзьями стали П. Пикассо и
Ж.Кокто, И.Стравинский и С.Дягилев. Шанель финансировала постановку
балета «Спящая красавица», а в 1924 г. сделала костюмы для балета
«Голубой экспресс», сценарий которого написал Ж. Кокто, а занавес
нарисовал П.Пикассо. Это был еще один балет, посвященный теме спорта.
Шанель разработала спортивные костюмы из трикотажа (купальники, пуловеры
и т.п.). Благодаря роману с Великим князем Дмитрием Романовым в
1920—1921 гг. Шанель познакомилась с Великой княгиней М.П.Романовой и
подала ей мысль создать вышивальную мастерскую «Китмир». В моделях Дома
«Шанель» появились «русские» мотивы — пальто с меховой отделкой,
вышитые блузы и платья из крепдешина с русскими мотивами,
«византийские» украшения (рис. 3.9). Д. П. Романов познакомил ее с
парфюмером из Петербурга Эрнестом Бо, который создал для Шанель новый
аромат духов. В 1921 г. К. Шанель выпустила знаменитые духи «Шанель №
5» — первые французские духи с абстрактным запахом. Похожий запах был у
духов «Букет императрицы» и «Огни Москвы» (потом «Красная Москва»),
выпущенных в России еще во время войны. Эти духи можно назвать самыми
популярными духами XX в. (не случайно их флакон нарисовал художник
поп-арта Э.Уорхол как один из символов мас-:овой культуры). В них все
было новым: и «составной» запах, и вызывающе простой и элегантный
флакон, который Р.Лалик создал, как говорили, по эскизу самой Шанель, и
необычное название, в котором была заложена «абстрактная» идея. Именно
такие названия давали своим картинам художники-абстракционисты (В.
Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан). В 1924 г. 70 % компании по
производству духов купил Пьер Вертаймер, его наследники являются сейчас
владельцами компании «Шанель».
Коко Шанель
предложила в 1920-е гг. не только новые духи и новые вещи, но и новую
концепцию в моделировании одежды. Это была революцион- ная идея одежды
«вне моды», которая стала классической благодаря простоте формы,
практичности и многофункциональности. Самый знаменитый афоризм Шанель,
который она позаимствовала у своего друга — поэта П.Реверди: «Мода
меняется, настоящий стиль — никогда».
Она
всегда стремилась создать настоящий стиль, который соответствует
потребностям женщины и темпу современной жизни. Эту идею Шанель
воплотила в «маленьком черном платье» (1926 г.).
Дизайнеры-функционалисты также тогда мечтали о подобных универсальных
вещах. «Маленькое черное платье» благодаря простоте формы (в нем
отсутствовали лишние детали и приметы сезонной моды) и универсальному
черному цвету можно было носить несколько сезонов подряд. При помощи
аксессуаров и дополнений оно легко превращалось из повседневного (с
белым воротничком) в нарядное (с украшениями и искусственным цветком),
освобождая женщину от необходимости переодеваться несколько раз в день.
Американский журнал «Vogue» назвал тогда «маленькое черное платье»
«фордом» моды. Это был аналог мужскому смокингу, который превратился в
1920-е гг. в вечернюю мужскую униформу. Не все тогда приняли эту идею —-
особенно возмущен был П.Пуаре, который говорил, что Шанель одевает
светских дам, как горничных. В XX в. «маленькое черное платье» никогда
не выходило из моды, став незаменимым в гардеробе любой женщины.
Классикой
моды XX в. стала и трикотажная одежда (платья, джемперы, кардиганы,
юбки), которую Шанель создала на основе спортивной мужской одежды.
Трикотаж в английском стиле появился в коллекциях Шанель в «английский
период» ее жизни — во второй половине 1920-х гг. — во время ее романа с
герцогом Вестминстерским. Сама она предпочитала носить простой мужской
джемпер с фланелевыми брюками и множеством украшений. В 1920-е гг. К.
Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую в отличие от
драгоценностей можно было носить и с повседневной одеждой. Это было
смелым нарушением традиций — множество драгоценностей с дневными
платьями до войны носили только дамы полусвета К. Шанель считала, что
украшения не должны вызывать зависть, а должны радовать женщину,
придавая нарядность даже самой простой одежде. Сама Шанель носила
ожерелья из поддельного жемчуга вместе с настоящими украшениями,
доказывая, что подделки гораздо эффектнее и красивее настоящих
украшений. Как она сама говорила, ее «византийский» вкус более всего
проявился в украшениях
в одежде она была
«минималисткой» (именно Шанель стала автором концепции минимализма в
моделировании одежды), но когда речь шла о бижутерии, она становилась
«максималисткой», нарушая все традиции «хорошего вкуса». В 1924 г.
Шанель открыла мастерскую по производству бижутерии и бутик, в котором
продавались ее духи, в 1929 г. — бутик по продаже аксессуаров «от
кутюр».
Если
П. Пуаре стал первым, кто оценил возможности рекламы для развития
модного бизнеса, то Шанель была гением саморекламы, став первым
модельером в XX в., чей собственный имидж был не менее важен, чем
модели. Созданный образ и миф о своей жизни привлекали клиенток не
меньше, чем коллекции Шанель. В 1920-е г. она уже стала знаменитостью:
«Профессия и личная жизнь переплелись в привлекательном образе,
растиражированном благодаря газетам и модным журналам, который
способствовал росту продаж ее духов. Жизнь Коко Шанель... представляла
собой захватывающее соединение богемы и буржуазии, романтики и
кропотливой работы. Она обедала с художниками в шикарных парижских
ресторанах... Она оплатила Жану Кокто курс лечения от пристрастия к
опиуму и ездила с самым богатым человеком Англии, герцогом
Вестминстерским, на отлов лососей в Шотландию. Она вела философские
беседы с поэтом Пьером Реверди, а на следующий день играла в карты с
Уинстоном Черчиллем».
Источник: Fashion Bank
Автор: Д. Ю. Ермилова
Комментариев нет:
Отправить комментарий