Увлекательнейшим образом провела сегодняшний вечер. Изучала термин мода, а точнее его различные определения в энциклопедических словарях. Особенно удачным мне показалось вот это вариант. Автора статьи увы назвать не могу, но точно знаю, что он из начала XX века-)))
(франц. mode от дат. modus; англ. fashion, откуда наше "фэшенебльный") —
форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силою
необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основою
М. является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли
переимчивость, как одно из проявлений стадности (см.). Область, где
главным образом царит М., — костюм; нет, однако, такой сферы культурной жизни,
которая могла бы совершенно избежать влияния М. Ей подчинены способ
приготовления и последовательность кушаний, обставление жилых помещений мебелью,
установление празднеств, форма писем и т. д., вплоть до наиболее ходких в
данный исторический момент философских учений или поэтических произведений
(применение термина М. к явлениям в мире науки и искусств всегда, впрочем, имеет
характер порицания). У народов с малоразвитою культурою М. выражается
обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на одеяние
общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр. духовенство у
большинства народов) или на так назыв. национальные костюмы. С каждым годом она
завоевывает все новые сферы влияния, и местные особенности постепенно исчезают.
Прихоти М. первоначально исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая
часть одежды — шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы — может подвергаться
постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой линии,
а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к искусственному и
странному. М. является фактором, сильно влияющим на спрос и поэтому нормирующим
цену. Перемена М. обесценивает значительные запасы; она понижает ценность
товаров, пригодность которых, в сущности, остается неизменною. В старину
придавалось большое значение драгоценности одежды и утвари; М. привела или
приводит к приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное
прогрессивное упрощение костюма, несмотря на перемены в М., явствует и из того
факта, что в настоящее время расходы на одежду сравнительно с прошлым составляют
значительно меньшую часть житейских расходов. Со времен Людовика XIV обыкновенно
в М. костюмов задает тон Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с
национальными оппозициями и не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так,
наприм., незадолго до революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и
английские М.; тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое
последнее время. Попытки Густава III Шведского, немецких буршей начала XIX в.,
мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь
временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за исключением
сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов", от прихотей М.;
принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду
составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы. История М. в общем
составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в
современной Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних
формах жизни. Строгая испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны,
пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно-фривольный — эпохи Людовика XV, простое
"гражданское" платье времен американской освободительной войны и революции 1789
г. — все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в
данные периоды (см.). Россия со времен Петра В. подпала влиянию общеевропейской
М.; лишь при имп. Павле I М. подвергались гонению. Принцип правительственного
вмешательства в дело М., внесенный Петром Вел. по отношению к ношению
бороды или усов, удержался в России
до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из
костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. О. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и др.);
первым действительным модным журналом был "Mercure galant" (1672). В России
первым журналом, посвященным М., было "Модное ежемесячное издание" (1779).
Модные журналы, выходящие теперь во Франции, Германии и Англии, являются
проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы во Франции: "L'Art et la
Mode", "Le Moniteur de la Mode", "La Saison", "Le Salon de la Mode" и мн. др.; в
Англии: "Ladies' Gazette of fashion", "Lady's Pictorial", "Myra's Journal",
"Queen"; в Германии: "Modenwelt" (выходит на 12 языках, в том числе на рус. в
СПб., под загл. "Модный Свет и М. Магазин"), "D e r
Bazar" (на 10 языках; также изд. в СПб.), "Allgemeine Modezeitung" и др. Для
мужских мод в Париже — "Journal des Marchands-Tailleurs" и "Journal des
Tailleurs", в Дрездене — "Europ. Modenzeitung", в Лондоне — "Minister's Gazette
of fashion", "Tailor and
Cutter" и др. Русские М. журналы "Модный магазин", "Модистка", "Вестн. моды"
(см.) и др. В настоящее время, кроме ряда журналов, специально посвященных М.,
многие еженедельные издания дают модные приложения (женские и детские костюмы).
Литературу см. в статье Костюм (см.) и, кроме того: R. Schultze, "Die
Modenarrheiten" (Б., 1868); Kleinw ä chter,
"Zur Philosophie der Mode" (1880); M. Fischer, "Modethorheiten" (Аугсбург,
1891).
Комментариев нет:
Отправить комментарий